30.11.2020 |
РЖД не собираются возить уголь в убыток. |
|
В последние месяцы результаты совещаний и поручений правительства в области перевозки угля можно сравнить с гвоздями в гроб идеи перекрёстного финансирования. Шаг за шагом РЖД приближаются к заветной цели: возить уголь себе в прибыль. На этом фоне деятельность главного лоббиста и по совместительству губернатора Кузбасса Сергея Цивилёва оказывается стратегически проигрышной. Он воюет за объёмы, а РЖД за деньги. В один прекрасный день выяснится, что повезти можно будет хоть на Запад, хоть на Восток. Вопрос — за сколько?
Торгуясь в правительстве за дополнительные 10 млн тонн угля на Восток в 2021 году, угольщики попали в западню, которую им весь год сознательно или интуитивно строили в РЖД. Основная цель межотраслевых соглашений для монополии заключалась в том, что, пользуясь пандемией и мировым кризисом как предлогом, РЖД постепенно расчищали Восточный полигон под более доходные грузы. И теперь углю придётся конкурировать не умозрительно, а реально. Потому что на Басманной в любой момент могут предъявить цифры, на сколько уменьшатся доходы, если сделать уголь приоритетом.
И базовая цифра для этого уже есть. Как написал «Ъ», «правительство готово рассмотреть возможность вывоза из Кузбасса дополнительных 10 млн тонн угля на Восток в 2021 году, но лишь в том случае, если будет обеспечен положительный финансовый результат для ОАО РЖД и учтены интересы грузоотправителей других регионов. Но, по расчетам монополии, для того чтобы ей стало выгодно возить уголь вместо других грузов, тариф для него должен быть примерно в 2,4 раза выше, чем сегодня (около 950 рублей) — свыше 2,2 тыс. руб. на тонну». Ранее в РЖД уж считали, что дополнительные 5 млн тонн угля из Кузбасса на Восточном полигоне «стоят» монополии 6 млрд рублей, не полученных от перевозки более доходных грузов.
Мы не специалисты, но есть подозрение, что тариф в 2243 рубля за тонну угля на Восток рассчитан лукаво.
Это не только экономические расчёты РЖД, но и оптимистический расчёт экономического потолка, который готовы платить угольщики за перевозку своего груза. Неслучайно правительство поручило ежеквартально проводить анализ рентабельности экспорта кузбасского угля с учётом курсовой разницы и динамики доли транспортных расходов, в том числе тарифов ОАО «РЖД», в конечной цене на экспортных рынках.
На Басманной учли рост рублёвых доходов угледобывающих компаний из-за девальвации национальной валюты с 62 рублей за доллар 1 января 2020 г. до 76 рублей на сегодняшний день, сезонный рост цен на уголь, снижение ставки предоставления полувагона до 750 рублей в сутки и, кажется, даже то, что в собственных портах перевалка обходится гораздо дешевле объявленных 15 долларов за тонну «в среднем». Хорошо посчитав деньги в чужом кармане, в РЖД поняли, на какую сумму могут претендовать и чем свои «хотелки» мотивировать.
Правительственный анализ рентабельности экспорта, на наш взгляд, является той самой ловушкой, в которую Сергей Цивилёв загнал коллег по отрасли борьбой за объёмы. Ведь шаг за шагом всё идёт к тому, что за бОльший объём придётся платить бОльшие деньги. И теперь вопрос будет в том, кто и как будет рассчитывать эту рентабельность экспорта. Получается, что война с Белозёровым и личные нападки выходят боком?
При этом РЖД практически не рискуют. Послепандемийный бум гарантирует рост спроса на энергию во всём мире. И мы ещё посмотрим, насколько бодро будет сокращать потребление угля экономика Евросоюза, когда начнётся восстановление нормальной жизни. Солнечную погоду и сильный ветер гарантировать невозможно. Если же рецессия затянется, то грузов хватит и без угля, а не хватит — это будет уже совершенно другая история.
Торгуясь за дополнительные 10 млн тонн угля на Восток, угольщики попали в западню, которую им весь год сознательно или интуитивно строили в РЖД.
Пока же РЖД всячески демонстрируют, что уголь — это неинтересный груз. Соглашение между Кузбассом и монополией выполняется, но в результате в Китае возникают локальные дефициты качественного высококалорийного российского топлива. Как жалуются наши читатели, через Гродеково и Забайкальск в Поднебесную уходит не более 12 тысяч тонн в день, спрос в Китае растёт, но удовлетворить его российские торговцы не в состоянии. Волшебное словосочетание «квота РЖД» возродилось, как птица Феникс, и немалые деньги уже сейчас готовы пополнить карманы чиновников, которые способны повлиять на прохождение грузов.
|
|
|
|
|
|
КОММЕНТАРИИ
|
Всего к этой новости комментариев 0 |
|
|
|
|
|
НОВОСТИ |
Последние новости
24.02.2024 Власти обсуждают экспортные пошлины на уголь. Оцениваем влияние на...
24.02.2024 "Мечел" в 2023 году снизил добычу угля на 8%, продажи коксующегося...
24.02.2024 Происходящее в Европе назвали беспрецедентным коллапсом в угольной и...
24.02.2024 Структуры Альберта Авдоляна решили продать порт Вера
24.02.2024 Минфин предложил увеличить налог на добычу угля до 380 руб. за тонну...
24.02.2024 В декабре экспорт угля из Кузбасса уменьшился на 14% из-за увеличения...
24.02.2024 Плоская надбавка к НДПИ может стать «последним гвоздем»...
24.02.2024 «Русский Уголь» предупреждает участников угольного рынка...
24.02.2024 ММК заплатил за шахту имени Тихова 22,5 млрд рублей
24.02.2024 Появились планы расширения БАМа и Транссиба к 2035 году
24.02.2024 В 2024г на Ерковецком разрезе в Приамурье увеличат добычу угля до 2,3...
24.02.2024 Российский импорт угля в Турцию достиг исторического максимума в 2023...
24.02.2024 В 2023 году компания «Русский Уголь» реализовала более 65...
24.02.2024 В 2023 году в черноморских портах упала перевалка угля.
15.02.2024 На Распадской введут в эксплуатацию российскую модульную установку по...
15.02.2024 Колмар увеличит объем добычи угля и создаст новые рабочие места в...
15.02.2024 Уголь продолжает тлеть.
15.02.2024 В 2023 году Финляндия сократила потребление угля на 42%
15.02.2024 Китай увеличил на 62% импорт угля в 2023 году
15.02.2024 Минэнерго оценивает дефицит пропускной способности для вывоза угля в...
|
|
|
|
|
|
|
|
Ключевые слова: РасМин, уголь, кокс, коксующийся уголь, рядовой уголь, угольный концентрат, грузопотоки, цены, поставки, экспорт, шахта, разрез, обогатительная фабрика, металлургический комбинат, коксохимпроизводство, коксохимзавод, ГОФ, ОФ, ЦОФ, МК, КХЗ, КГЗ, характеристика, шихта, холдинг, угольный и металлургический рынок России, аналитика, статистика, динамика, производство, потребление, обогащение
|
|
|