новости на metcoal.ru: версия для печати
30.11.2011 РЖД предлагает заглянуть за кризис


ОАО «РЖД» предлагает смотреть далее 2012 года: экспорт металлов и угля растёт на протяжении последних двух лет, пишет газета "Гудок". Экономические институты прогнозируют сохранение такой тенденции и в дальнейшем, несмотря на опасения от влияний мирового рынка в 2012-м. Как следствие, ещё больше увеличится нагрузка на железную дорогу.

Даже если металлурги изменят логистику экспорта, к 2020 году они увеличат базу погрузки. В Генеральной схеме развития железнодорожного транспорта на 2015–2020 годы суммарный прирост объёмов перевозок грузов рудно-металлургического комплекса РФ к 2020 году оценивается в размере 32% (по отношению к 2010 году, когда этот показатель составил 321,8 млн тонн). Такой прогноз привёл на конференции «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов РФ», прошедшей в рамках 17-й международной специализированной выставки "Металл-Экспо 2011" заведующий отделением пропускных способностей Института экономики и развития транспорта (ОАО «РЖД») Николай Калиничев. За 10 месяцев 2011 года по сети РЖД перевезено 262,3 млн тонн (+7% к уровню 2010 года).

Кроме того, добавляет руководитель отдела исследований железнодорожных грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Игорь Куротченко, наблюдается стремительный рост доли экспортных перевозок руды. Он был обеспечен не только благоприятной ценовой конъюнктурой на мировом рынке, но и ростом поставок руды из европейской части страны в Китай. «Так, в 2006 году перевозки руды через погранпереход Забайкальск составили 77 тыс. тонн в год, при этом руда преимущественно вывозилась с горно-обогатительных комбинатов (ГОК) Иркутской области (в первую очередь с Коршуновского ГОКа) и Красноярского края. В 2007 году показатель экспорта железорудного сырья (ЖРС) через Забайкальск составил 351 тыс. тонн за год, в 2008-м – 1,19 млн тонн. В 2010 году объём перевозок руды по рассматриваемому направлению достиг 2,34 млн тонн, а в 2011 году уже за январь – сентябрь было перевезено 3,52 млн тонн ЖРС, что позволяет прогнозировать удвоение перевозок руды через Забайкальск к концу этого года», – говорит эксперт.

Причины столь стремительного роста, по его мнению, кроются в действии исключительной тарифной скидки – 76% при экспортной перевозке ЖРС через Забайкальск с ГОКов, расположенных в европейской части России, унификации тарифов на перевозку ЖРС в 2011 году и установлении новых коэффициентов.

Аналитик специализированного издания «Металлоснабжение и сбыт» Максим Лобада опасается, что с ростом грузопотока железная дорога начнёт оказывать сдерживающее влияние.

«Несмотря на острый кризис в еврозоне, экспорт российского угля может снизиться незначительно в связи с отказом европейских стран от атомной энергетики (Германия) и смещением топливного баланса в сторону угля. В географии экспорта углей Западная Европа занимает около 1/3 всего объёма. По итогам III квартала 2011-го из России на экспорт ушло 88 млн тонн углей (без учёта стран СНГ). За III квартал 2010-го – 86 млн тонн, III квартал 2009-го – 76 млн тонн. Даже в случае негативного развития долгового кризиса в Европе падение закупок российского угля по всем странам ниже 85 млн тонн представляется маловероятным», – считает эксперт.

По его прогнозам, в целом можно ожидать сокращения экспортных потоков в Китай, на долю которого в настоящее время приходится около 2/3 всего объёма вывоза железорудного сырья. Общие потоки сместятся в сторону Западной Европы.

«В России внутреннее потребление будет расти в связи с увеличением спроса на продукцию горно-металлургических компаний. Ввод в строй ряда промышленных объектов и увеличение выпуска («Северсталь», НЛМК, ОМК) и потребления стали (строительный сектор и автопром) приведут к росту внутренних грузовых перевозок, которые будут существенно сдерживаться несовершенством и дисбалансом на сети железных дорог из-за приватизации частного парка вагонов. Маловероятно, что эти системные дисбалансы будут устранены в 2012 году, поэтому сеть дорог в следующем году будет функционировать на пределе пропускной способности», – полагает господин Лобада.