новости на metcoal.ru: версия для печати
27.02.2012 Трудности Нусенкиса


Завод "Донецксталь" предпринимателя Виктора Нусенкиса второй год пытается адаптироваться к работе в посткризисных условиях. Проблемы со сбытом вынудили администрацию предприятия в начале января полностью прекратить выпуск металлопроката. По этой же причине в Донецке фактически остановилась и работа мартеновского цеха.

Спасением чугуном

По итогам января донецкие металлурги сократили выплавку стали до 6 тыс. тонн против 42 тыс. тонн годом ранее. Только доменный цех "Донецкстали" продолжал функционировать в обычном режиме. Хотя и здесь не обошлось без снижения выплавки, на 9,17% к январю 2011, до 107 тыс. тонн. На предприятии обещают восстановить прежние объемы, как только улучшится рыночная ситуация. Но практика показывает, что подобные изменения не происходят быстро. Да и проблемы у завода появились не вчера.

Об этом говорит тот факт, что за 2011 ДМЗ уменьшил выплавку стали на 25,5%, до 394 тыс. тонн, чугуна – на 7,9%, до 1,212 млн тонн, выпуск проката – на 20,2%, до 426 тыс. тонн. Между тем в целом по Украине металлурги за указанный период нарастили производство стали на 6%, до 34,689 млн тонн, чугуна – на 6%, до 28,879 млн тонн и проката – на 8,5%, до 30,373 млн тонн.

Поэтому речь не идет о негативных тенденциях в целом, корректнее говорить о проблемах отдельного предприятия. И связаны они не только с объективными причинами – такими, как капремонт листопрокатного стана "2300", перенесенный на август-сентябрь еще с 2010. Наименьшие потери в объемах у ДМЗ получились по чугуну, т.е. доменный цех в течение всего прошлого года помогал удерживать предприятие на плаву. Хотя еще раньше, в 2010, в Донецке прибегали к остановке как раз доменных агрегатов. Тогда ДП-2 не работала 1 месяц, у ДП-1 был более длительный простой, около 4 месяцев. Причиной опять же называлась неблагоприятная ценовая конъюнктура, приводившая к убыточности производства чугуна.

Из-за этого его выплавка в 2010 сократилась на 5,7%, до 1,316 млн тонн. И это несмотря на то, что на ДМЗ в доменном цеху применяют пылеугольное топливо, которое дает ощутимую экономию по сравнению с традиционной технологией, предусматривающей использование природного газа.

Аналитики отмечают, что "слабым звеном" группы "Донецксталь" является неполная вертикальная интеграция. Имея в своем распоряжении одно из крупнейших в Украине объединений по добыче коксующегося угля, шахтоуправление "Покровское", а также Ясиновский и Макеевский КХЗ, В.Нусенкис, тем не менее, проигрывает конкурентам из-за отсутствия собственных железорудных ресурсов.

Это очень существенный аспект – с учетом того, что доля железорудной составляющей при производстве чугуна на украинских метпредприятиях колеблется в пределах 43,5%-50%. Впрочем, даже для комбинатов полного цикла маржа на товарном чугуне получается гораздо ниже, чем на готовом прокате или стальной заготовке, отмечает аналитик компании Case-Украина Евгений Дубогрыз.

Именно поэтому продажи чугуна меткомбинатами являются точечными и не основаны на долгосрочных контрактах. За счет этого фактора на ДМЗ, занимающего по выплавке чугуна предпоследнее 8 место, приходится 36-41% его реализации внешним потребителям. Как сообщила Государственная таможенная служба Украины, по результатам 2011 украинский экспорт чугуна увеличился на 19,8%, до 1,773 млн тонн, хотя его средняя стоимость по внешнеторговым контрактам выросла всего на 6,01% декабрь к декабрю, до 412,6 долл./тонн.

Правда, средняя экспортная цена горячекатаного плоского проката, выпускаемого в т.ч. на ДМЗ, росла еще медленнее – на 1,89%, до 603,3 долл./тонн. Но зато на нем и добавочная стоимость должна быть гораздо выше исходя из того, что порядка 200 долл./тонн при выплавке чугуна уходит только на ЖРС (с учетом текущих цен 115 долл./тонн и расходе 1,763 тонн). Еще привлекательнее в этом отношении выглядит сегмент сортового проката, который также входит в продуктовую линейку "Донецкстали". Здесь в 2011 экспортные цены по заключенным контрактам декабрь к декабрю выросли более всего, на 11,8%, до 699,5 долл./тонн. Соответственно, и маржа здесь выше.

Впрочем, по расчетам ГП "Укрпромвнешэкспертиза", только себестоимость производства стальной заготовки для вертикально неинтегрированных компаний в Украине за 2011 составила в среднем 588 долл./тонн.

Поэтому неудивительно, что донецкие металлурги сокращали зарубежные поставки, например, по плоскому прокату – на 43% (по итогам января-октября 2011), до 157 тыс. тонн, хотя и увеличивали продажу внутренним потребителям – на 25%, до 120 тыс. тонн. Общее снижение отгрузок по листу составило таким образом 26%, т.е. переориентировать сбыт предприятию удалось лишь частично.

Опять же стоит напомнить, что в 2010 ДМЗ уже пытался экспериментировать с различными звеньями технологической цепочки, наладив закупку стальной заготовки для своего прокатного комплекса у стороннего производителя в лице павлоградского МЭМЗ "ТСА-Стил". По всей видимости, данный опыт оказался негативным, если теперь решено остановить прокатные станы и оставить в работе лишь доменные агрегаты. Между тем, по некоторым данным, 60% доходов группы В.Нусенкиса приходится на продажу металлопродукции и только 40% – на кокс.

Нерадужные перспективы

Это означает, что существенно улучшить финансовое положение за счет коксохимического дивизиона "Донецксталь" не сможет. Таким образом, затягивается реализация масштабного инвестпроекта ДМЗ по строительству электросталеплавильного комплекса, призванного заменить закрываемый мартеновский цех. Напомним, о поисках инвесторов для данного проекта стоимостью 450 млн долл. стало известно еще в IV кв. 2010 и закончить его предполагалось как раз в 2012. Как сообщил МинПрому источник на предприятии, в настоящее время реализация проекта ведется собственными силами. В нынешнем году для электросталеплавильного комплекса в Донецк должны поступить трансформаторы из Запорожья, заказанные еще в 2011 году.

В ГП "Укрпромвнешэкспертиза" прогнозируют в текущем году снижение себестоимости стальной заготовки для неинтегрированных украинских производителей до 573 долл./тонн. Предполагается, что этому в свою очередь будет способствовать удешевление сырьевых составляющих: кокса, ЖРС. Если эти расчеты окажутся правильными, запуск "2300" в Донецке представляется нецелесообразным в 2012 даже при сохранении существующих цен на плоский прокат. К тому же сообщения с основных рынков сбыта пока неутешительны для ДМЗ.

В Турции февральский спрос на плоский прокат остается низким, запасы конечных потребителей поддерживаются на среднем уровне. Котировки экспортных цен находятся в пределах 650-660 долл./тонн (FOB Черное море), внутренних – 660-665 долл./тонн exw. Котировки экспортных цен китайских производителей в феврале откорректированы до 615-620 долл./тонн (FOB China) против 630-635 долл./тонн в январе. Причина – выжидательная позиция зарубежных потребителей. Китайские цены по горячекатаному рулону и листу являются ориентиром и для индийского рынка, вместе с турецким имеющего сейчас наибольшее значение для сбыта украинских производителей.

Аналитик инвесткомпании Dragon Capital Александр Макаров в комментарии МинПрому выразил сомнение, что "Донецксталь" сможет стабильно возобновить производство проката. Он напомнил, что срок закрытия мартенов на предприятии истекает в 2012 году и городские власти Донецка настаивают на выполнении данного обязательства в рамках экологической программы. "Если у ДМЗ не будет собственного сляба, его прокат сразу потеряет конкурентность, там работают станы еще времен Второй мировой войны", – сказал эксперт.

Вместе с тем он спрогнозировал, что за счет выплавки чугуна ДМЗ в текущем году сможет избежать полной остановки производства. "Цены на уголь сейчас высокие, соответственно, "Донецксталь" получает преимущество в стоимости кокса по сравнению с теми производителями чугуна, которые вынуждены закупать кокс на стороне", – пояснил представитель Dragon Capital.

По его оценкам, высокие цены на коксующийся уголь в 2012 году сохранятся, при этом средняя стоимость угля украинского производства составит 170 долл./тонн. В таком случае "Донецксталь", имеющая уголь высокого качества, сможет продавать концентрат по цене примерно 200 долл./тонн, полагает А.Макаров.


Источник:   МинПром