«Объем производства находится под давлением. Одновременно с этим растет себестоимость. Мы ощущаем на себе беспрецедентно крепкий рубль — с одной стороны, с другой стороны — динамичная инфляция всех составляющих себестоимости и одновременно очень динамичный рост всех логистических издержек… В комбинации вот этих трех элементов , очевидно, что финансовые результаты угольных компаний за II полугодие этого года будут разительно отличаться от очень хороших результатов первого», — сказал он.
Широкоброд отметил, что пик цен на уголь пройден. Сентябрьские цены примерно на 50% ниже пиковых цен марта.
Топ-менеджер отметил, что транспортировка угля на Дальний Восток через западные порты экономически нецелесообразна в текущих условиях. При этом дальневосточное направление — это практически единственные экспортные рынки, которые на сегодняшний день остались доступными для российских угольщиков.
«У нас была программа, фиксирующая эти объемы (вывоза угля на Дальний Восток) по годам. Согласно этой программе, этот объем должен был соответствовать 58 млн тонн, но, к сожалению, по итогам года он будет на уровне 48,5 млн тонн», — заявил Широкоброд.
Что это значит
Изменение конъюнктуры и крепкий рубль во II полугодии должно стать основной причиной ухудшения финансовых показателей угольных компаний. И улучшения ситуации ждать пока не приходится: с 2023 г. ожидается рост налоговой нагрузки на отрасль за счет увеличения НДПИ и введения экспортных пошлин. На российском публичном рынке рост налогов может затронуть прежде всего Мечел и Распадскую. По оценке аналитиков БКС Мир инвестиций, корректировка налогообложения может сократить EBITDA угольных компаний на 11%. В среднесрочной перспективе бумаги могут оставаться под давлением.