В мае цена на уголь в Нью-Касле подросла почти на 6%. Это, конечно, пока что можно характеризовать как всё ещё довольно слабый рост, после 4-х месяцев снижения подряд (с ноября 2024 г. по февраль 2025 г.). Вместе с тем, важно отметить, что, учитывая отсутствие пробоя $100/т и начало консолидации цены – вблизи этого уровня, по всей видимости, теперь формируется поддержка для цены.
Изменение цены на Австралийский уголь
Kpler, между тем, сообщил, что морской экспорт энергетического угля в Азию в мае вырос и составил 74,12 млн. т., однако за 5 месяцев в годовом выражении импорт сокращается преимущественно из-за Индии и Китая. В мае импорт угля Китаем сократился на 18% г/г и составил 36,04 млн. т. Снижение наблюдается уже 3 месяца подряд.
Kept ожидает, что мировые цены на уголь снизятся в текущем году примерно на 21%, достигнув в среднем отметки $108/т.
Международное энергетическое агентство опубликовало свой обзор Мировые инвестиции в энергетику 2025, где среди прочего рассмотрело ситуацию с угольной индустрией. Ключевые пункты обзора следующие:
Ожидается, что мировые инвестиции в добычу угля вырастут примерно на 4% и достигнут исторического максимума в 2025 г. после аналогичного роста в 2024 г. Эти темпы роста составляют половину среднегодового прироста в 6%, наблюдавшегося за последние пять лет. Проектный портфель новых угольных шахт предполагает дальнейшее замедление темпов роста в ближайшие годы, поскольку долгосрочные перспективы спроса на уголь остаются медвежьими.
Китай и Индия обеспечили почти весь рост мировых инвестиций в 2024 г., и они, вероятно, снова возглавят рост в 2025 г. Рост инвестиций также ожидается в Южной Африке и Юго-Восточной Азии, где Вьетнам и другие производители продолжают увеличивать поставки для внутреннего потребления.
Рентабельность экспортноориентированных угольных шахт остается нестабильной, но угольные операции приносили очень высокие доходы в последние годы, большая часть которых была возвращена акционерам или использована для приобретения существующих активов. Большинство новых рассматриваемых экспортных проектов находятся в Австралии (62%), России (11%) и Южной Африке (10%).
Несколько стран по всему миру все еще ищут возможности для развития новой угольной инфраструктуры. Например, в Индонезии и Мозамбике строятся новые железные дороги и порты для увеличения экспортных возможностей. Россия расширяет инфраструктуру своих угольных терминалов в восточном регионе, стремясь укрепить связи с азиатским рынком. Монголия и Россия объявили о новых железнодорожных сообщениях с Китаем, направленных на увеличение экспорта угля в будущем. Это часть более широкой тенденции к тому, что угольные рынки все больше разворачиваются в сторону Азии.
Можно констатировать, что пока что призывы МЭА о необходимости сокращения инвестиций в уголь остаются неуслышанными. Однако ведомство не унывает и заканчивает выводом о том, что в ближайшие годы все большая доля инвестиций, скорее всего, будет направлена на существующие угольные активы. Новые угольные шахты сталкиваются с трудностями из-за ухудшения экономических перспектив, падения цен и влияния политики в области климата, а также противодействия со стороны акционеров, финансовых учреждений и широкой общественности. Страховщики также неохотно продают полисы новым угольным проектам, что означает, что страховые премии часто очень высоки или покрытие вообще недоступно.
Между тем, как показывает в своём свежем обзоре Greenpeace East Asia со ссылкой на официальную информацию, в I кв. 2025 г. Китай одобрил ввод в эксплуатацию 11,29 гигаватт (ГВт) новых угольных электростанций после того, как в 2024 году наблюдалось снижение числа новых разрешений на строительство угольных электростанций до 62,24 ГВт по сравнению с предыдущим годом.